С давних времен казахскими национальными ценностями считались:
– свобода (в любое время, казахи могли за одну ночь собрать свою юрту и откочевать с семьей в другой аул или в бескрайнюю степь);
– взаимовыручка («асар» – это обычай, когда весь аул помогал построить дом или собрать новое стадо скота взамен сгоревшего жилища или павшего от джута стада);
– гостеприимство (обычай, обусловленный ценностью любого странника в безлюдных степях);
– уважение к старшим (это положительное явление, связывающее поколения).
Эти, а также, другие ценности сохраняют свою актуальность и в настоящее время.
Новые ценности необходимы не только казахам, но и всему казахстанскому обществу. Следует понимать, что речь идет о традиционных казахских ценностях, адаптированных к современным условиям. Нельзя взять из совершенно чуждой нам среды и перенести на нашу почву – такое казахский народ уже пережил в XX веке, и это имело трагические для народа последствия. Процессы, происходившие на рубеже XX-XXI веков, тоже нельзя назвать однозначными. Но здесь уже мы сами в стремлении интегрироваться в мировое пространство взяли моду демонстрировать высокомерие по отношению к собственному духовному наследию.
Навязывание чуждых казахскому традиционному обществу ценностей привело к серьезным катаклизмам (прежде всего, социально-культурным) и поставило казахов на грань выживания в плане сохранения своей идентичности.
Ценности духовной культуры, нравственные основы общества составляют фундамент его единства, внутренней целостности, являются выражением коренных интересов общества и государства, а также содержат перспективную, созидательную, направленную в будущее программу социальной жизнедеятельности. Они позволяют ощущать себя социально и духовно свободной личностью, имеющей право и возможность выбора своих идеалов и убеждений, чувствовать себя полноправным гражданином Республики Казахстан.
Толерантность – это самая важная из наших ценностей и она является чисто казахской традиционной ценностью. У казахов есть такое понятие как «адамгершілік», это когда в дом приходит недоброжелатель, но его принимают как важного гостя, наверное, это и есть высокая общечеловеческая ценность.
Патриотизм сегодня понимается как одна из наиболее значимых духовных ценностей, которая выражает духовное отношение человека к Родине и связывается с созидательной деятельностью и социальным благополучием, с гуманизмом, с активной гражданской позицией индивидов в политической, экономической, социальной и духовной сферах. Такой патриотизм включает в себя мировоззрение, гуманистическим идеалом которого является духовное развитие личности в процессе деятельности в интересах Родины. При этом высшим благом и самоценностью выступает сам человек. Патриотизм реализуется в различных видах и формах.
Резюмируя данную тему, можно сказать одно, что национальные ценности каждого этноса неизбежно претерпевают трансформацию. Таков закон эволюции. В то же время необходимо сохранить национальные ценности в темпе стремительной жизни.
П.Ибрагимова,
сотрудник Центра исследования
проблем религий г.Нур-Султан