Экономика

Заложен фундамент индустрии

Десять лет индустриализации принесли массу положительных результатов. Неудачи кампании, полагают эксперты, зачастую связаны с тем, что частный бизнес не до конца включился в процесс. Кроме того, две пятилетки индустриализации совпали с каскадом экономических кризисов.

Не только нефть

У критиков бытует мнение о том, что индустриализация в Казахстане проводилась «для галочки», и что вложенные бюджетные средства не принесли отдачи. Официальная статистика опровергает это утверждение.

Например, с 2010 года по 2020 год экспорт отечественных лекарств вырос в 18 раз, и составил более 12 тысяч тонн. За тот же период экспорт цемента увеличился в 10 раз, установок для кондиционирования воздуха – в 16 раз, вентиляторов – в 18 раз, трансформаторов – в 26 раз. Продажа за рубеж легковых автомобилей выросла в 2 707 раз, если в 2010 году РК продала всего три машины, то к 2020 году – почти 9 тысяч машин.

В 7 раз увеличились отгрузки за границу аккумуляторов, в 16 раз – отгрузки подшипников, в 4 раза – удобрений. Экспорт соевого масла вырос в 17 раз, шоколада – в 3 раза, мороженого – в 16 раз, макаронных изделий – в 5 раз, подсолнечного масла – в 4 раза, кондитерских изделий – в 3 раза. Также в стране появились собственные бренды, производящие одежду и обувь всех наименований. Безусловно, нам есть куда стремиться, однако начав десятилетие сырьевой страной, к его завершению Казахстан обзавелся индустрией.

В основе этого скачка лежат стратегические документы, поддержанные бюджетными программами. В частности, Стратегия индустриализации Казахстана до 2020 года базируется на четырех бюджетных программах, о чем в 2010 году сообщил тогдашний министр индустрии и торговли РК Асет Исекешев.

«Огромного количества программ, как вы знаете, не будет. Основная программа – это пятилетний план индустриализации, на базе которой будут разработаны конкретные отраслевые и индустриальные программы. Основные новые принципы программы – ориентир на производительность труда, на инновации, соответствие требованиям экологии и высокие переделы», – отметил Асет Исекешев.

Он назвал четыре новые программы: «Дорожная карта бизнеса- 2020», «Экспорт-2020», «Инвестор-2020», «Производительность-2020». «Предусматриваются меры поддержки, которых прежде не было, и государство на это выделяет деньги. «Программа «Дорожная карта бизнеса-2020» коснется большинства предприятий. Там очень хороший пакет мер, новые инструменты поддержки. Первое – субсидирование процентной ставки, второе – гарантирование кредитов, если у предпринимателя нет залога. Третье – сервисная поддержка: разработка бизнес-плана, проведение маркетинга и т.д., четвертое – деньги на подготовку и переподготовку кадров для промышленных предприятий, и пятое – решение вопросов инфраструктуры», – подчеркнул министр.

Программа «Экспорт-2020» предназначена для стимулирования несырьевого экспорта и предполагала создание на базе Государственной страховой корпорации экспортного кредитного агентства. «Кроме того, для экспортеров предусматриваются сервисные и грантовые программы. За счет государства будет софинансироваться продвижение продукта на рынки других стран, анализ рынка, реклама», – добавил он.

Программа «Инвестор-2020» – это поддержка прямых инвестиций, в основном иностранных. «Здесь предусматриваются деньги на строительство специальных экономических зон в регионах. Будет проработано, какой именно налоговый режим нужен, чтобы создать условия для привлечения инвесторов, и будет предложен ряд преференций», – пояснил министр.

Программа «Производительность-2020» включала меры поддержки для технологической модернизации и повышения производительности экономики. В Карту индустриализации Казахстана вошли 162 проекта с общим объемом инвестиций 6,5 трлн тенге. Министр также напомнил, какие отрасли отнесены в стране к числу приоритетных. Это металлургия, АПК, нефтепереработка, энергетика, транспорт и коммуникации, химия и фармацевтика. А также стройиндустрия, машиностроение, урановая промышленность, туризм, космос и легкая промышленность.

Прошло 10 лет, и мы можем утверждать, что анонсированные Асетом Исекешевым меры способствовали значительному расширению экспорта, созданию рабочих мест, становлению казахстанского производства.

Асет Исекешев возглавлял индустриализацию страны рекордные 7 лет, и это были решающие для производственного рывка годы. В мае 2009 года Исекешев был назначен министром индустрии и торговли, а в июне 2016 занял пост акима Астаны. Отметим, что с августа 2014 года возглавляемое им ведомство объединило сразу несколько министерств, курируя промышленность, транспорт, связь, информацию, инвестиции, геологию и космическую деятельность.

При Асете Исекешеве была принята и реализована первая пятилетняя программа форсированного индустриально-инновационного развития, а также принята и запущена вторая промышленная пятилетка. Ведомство не просто довело госпрограммы до финала, что в Казахстане происходит отнюдь не всегда, но и обеспечило преемственность. Индустриализация не стала мимолетной «фишкой», она закрепилась в качестве одного из ведущих трендов страны, став основой формирования промышленной политики.

Была разработана законодательная база, принят закон о господдержке индустриально-инновационной деятельности, чьи статьи включили в Предпринимательский кодекс, закон об инновационной деятельности, о специальных экономических зонах, а также большое число подзаконных актов. Также созданы различные технопарки, индустриальные зоны, инновационные кластеры, СЭЗ, центры коммерциализации технологий, Казахстанский институт развития индустрии, система инновационных грантов и многое другое. Внедрен принцип «одного окна» для работы с предпринимателями и инвесторами.

А что же бизнес, банки и образование?

Несмотря на очевидные изменения, эффект от государственной поддержки индустрии оказался ниже ожидаемого, перерабатывающий сектор не стал лидером в экономике, значительно не потеснил сырьевые сектора. Конкурентоспособность отечественных товаров на мировых рынках все еще под вопросом, хотя темпы производства, как мы показывали выше, выросли многократно.

Прежде всего, полагают эксперты, проблема заключается в недостаточной конкуренции в промышленной среде, где борьба зачастую ведется не за рынок, а за доступ к государственной поддержке. У банков и частных инвесторов до сих пор не появилось полноценного интереса к индустриальным проектам. Однако две промышленные пятилетки обеспечили то, для чего они объявлялись – была создана индустриальная структура, к сожалению, недостаточно подкрепленная рыночными механизмами.

Как считают специалисты, такая задача была непосильна одному ведомству, отвечающему за производство. Необходимо подключить экономический блок правительства, существенно расширить работу с частным бизнесом, с потенциальными инвесторами, пересмотреть всю экономическую политику.

В частности, еще в 2013 году Асет Исекешев в связи с дефицитом новых региональных проектов по Карте индустриализации предлагал трем национальным холдингам подключиться к регионам и создать конкретный план по реализации новых проектов.

«Системные вопросы в реализации программы Карты индустриализации следующие: первое – это дефицит новых качественных проектов. Нами поставлены задачи, чтобы в Карту индустриализации входили действительно качественные высокотехнологичные проекты. Мы видим, что сейчас их практически не поступает из регионов. 70% проектов карты уже реализовано, поэтому здесь мы видим такое решение задачи: в рамках второй пятилетки ФИИР сейчас будем фокусироваться на узком перечне приоритетных отраслей, очень важно регионам определиться со своей специализацией, потому что у каждого региона есть свои плюсы. Здесь мы считаем, нужны новые подходы, и, по нашему мнению, три нацхолдинга – «Самрук Казына», «Байтерек», «Казагро» должны подключиться, и с каждым регионом необходимо сделать конкретный план, чтобы помочь регионам выстроить новые проекты»,- пояснял Исекешев.

Излишне напоминать, что перечисленные холдинги за время реализации ГПИИР (в прошлом ГПФИИР) обросли долгами, коррупционными скандалами, проваленными проектами, и не раз попадали под огонь критики президента Назарбаева и президента Токаева.

Здесь важно подчеркнуть, что бизнес, не входящий в квазигосударственный сектор, в большинстве своем едва ли заслуживает упреков. Инициативы государства не получили должной поддержки бизнес-сообщества, поскольку последнее не имело для этого достаточных ресурсов. Инновации и производства требуют свободных капиталов, а в условиях ограничений кредитных банковских программ частным инвесторам негде их получить.

Также бизнес не получил помощи со стороны системы образования, на рынок практически не были выпущены кадры, адекватно подготовленные для индустриального рывка. Кроме того, недостаточно стимулировался трансферт передовых технологий, отстала научная отрасль, не подвергшаяся кардинальному реформированию. Вновь мы вынуждены констатировать, что подобные реформы не проводятся силами одного министерства, здесь нужна вовлеченность практически всех правительственных блоков.

Перманентный кризис

Обе пятилетки индустриализации проходили в условиях постоянного экономического, финансового кризиса, снижения цен на углеводороды.

Изначально в Стратегии индустриально-инновационного развития были обозначены приоритеты по преодолению спада доли обрабатывающей промышленности в ВВП, изменение структуры экономики и промышленного производства, а также наращивание экспорта товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. Закладывались определенные индикаторы, например, увеличение доли обрабатывающей промышленности в ВВП до 13%.

В 2008 году из-за экономического кризиса было принято решение пересмотреть подходы к индустриализации. Тем не менее, согласно данным МИИР РК, с 2010 по 2019 год в рамках госпрограммы индустриально-инновационного развития было запущено 1250 проектов стоимостью 7,9 трлн. тенге, а также создано 120 тыс. рабочих мест. В первую пятилетку (2010–2014) запущено 770 проектов, во вторую (2015–2019) введено 556 проектов на сумму порядка 5,2 трлн. тенге, создано порядка 85 тыс. постоянных рабочих мест.

Снижение показателей напрямую зависело от кризисных условий, в которых реализовалась программа. Основные акценты делались на развитии традиционных секторов с последующим переходом сырьевых компаний на более высокие переделы, а также на развитие отраслей, связанных с недропользователями, национальными компаниями и государством.

По данным статистики, доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП выросла до 11,6%, доля занятых в отрасли до 6,9%. Основными драйверами роста стали отрасли машиностроения (+14,1%), химической промышленности (+8,1%), нефтепереработки (+8,8%), легкой промышленности (+4,4%) и металлургии (+2,2%).

К 2020 году удельный вес обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленной продукции составлял порядка 38,5%. В ее структуре превалирует металлургическая промышленность (43-44%), увеличилась доля машиностроения (12%), производство продуктов питания (14%), химической промышленности (4%), кокса и продуктов нефтепереработки (7,5%). За годы индустриализации объем производства в обрабатывающей промышленности вырос в 3,5 раза.

Напомним, что в 2010 году удельный вес обрабатывающей промышленности составлял 31,7%. В структуре обработки производство продуктов питания занимало всего 5,7%, а машиностроения чуть более 3%, химической промышленности 0,9%.

Безусловно, по темпам экспорта и сокращения импортозависимости Казахстан не догнал, например, соседнюю Россию, но в результате двух пятилеток индустриализации освоено производство около 500 новых видов продукции, ранее в стране не производившихся. Это грузовые и пассажирские вагоны, электровозы, грузовые, легковые автомобили и автобусы, а также трансформаторы, рентген аппаратура, светодиодные светильники, титановые слитки и слябы, лекарственные средства, молочная продукция и другие.

Возросло число товаров, составляющих конкуренцию на внешних рынках. К ним можно отнести паровые турбины, изделия из меди, радиаторы, аккумуляторы, напитки и кондитерские изделия. Также демонстрируются высокие темпы роста в фармацевтике, машиностроении, в производстве стройматериалов (+12,3%). Помимо прочего, в стране производятся ткани, ковры, детская и взрослая одежда, чулочно-носочная продукция, обувь, головные уборы и многое другое, при этом изделия не уступают по качеству импортной продукции.

В частности, именно в сфере легкой промышленности сформировался наиболее развитый сегмент цепочки добавленной стоимости, то есть от переработки до готовой продукции. В этом сегменте функционирует 1116 компаний, а занятость составляет 17,9 тысяч человек.

Что касается химической промышленности, то сейчас Казахстан выпускает ранее не производимую продукцию – каустическую соду, гипохлорит натрия, моющие средства, новые виды лакокрасочных материалов, взрывчатых веществ, средства агрохимии и т.д.

Например, модернизация ТОО «Казфосфат» и АО «КазАзот позволила увеличить производство фосфорных удобрений в 4 раза, а азотных в 2 раза. Благодаря этому сейчас потребность в фосфорных удобрениях полностью покрывает внутренний рынок, а в азотных – на 50%.

Переориентация на промышленное производство не останавливается, ежегодно запускаются проекты в рамках Карты индустриализации. В 2020 году осуществлен ввод в эксплуатацию 160 проектов на сумму 1,1 трлн. тенге с созданием свыше 17 тыс. постоянных рабочих мест.

Стартовал третий этап

Конечно, говоря о недочетах индустриализации, нельзя не упомянуть о проектах, либо закрытых, либо простаивающих по разным причинам. Возможно, некоторые из них были слишком амбициозны на определенном этапе программы. И, безусловно, каждый проект столкнулся с субъективной казахстанской реальностью, в которой присутствует низкая эффективность нацкомпаний и местных акиматов и высокие коррупционные риски.

СМИ, например, не устают разбирать по косточкам запущенный в 2011 году завод по выпуску планшетов в Актау или открытое в том же году производство отечественных самолетов в Карагандинской области. Ни одного образца продукции эти предприятия так и не выпустили. Как уже упоминалось, перед РК стоят огромные задачи. На сегодня необходимо выпускать все более технологичную продукцию, иначе выход на конкурентное пространство недостижим. Но в настоящее время в Индексе экономической сложности Гарвардского университета Казахстан находится на 84 месте, тогда как Беларусь на 31, а Россия на 48.

Тем не менее, некоторые наши партнеры по СНГ изначально находились в несравнимо лучших условиях, в том числе и по уровню образования и научных достижений. Кроме того, так называемым «азиатским тиграм» потребовалось от 20 до 30 лет, чтобы существенно изменить структуру своих экономик. Нашей же индустриализации насчитывается только 10 лет.

Не забудем, что реализация программы идет в условиях определенных экономических шоков, включая ослабление тенге и изменчивость его курса, ухудшение экономической ситуации в странах – торговых партнерах. В последние полтора года к стрессовым факторам добавилась пандемия коронавируса.

Однако еще в 2018 году первый президент Нурсултан Назарбаев отдал должное уже проделанной работе. «За годы индустриализации мы запустили 1250 новых предприятий, из них только в этом году запущено 100. Сегодня 110 стран в мире потребляют нашу продукцию. За последние годы мы начали выпускать более 500 видов изделий, ранее не производимых в Казахстане, и экспортировать порядка 50 новых видов товаров», – сказал Елбасы.

Он определил также горизонты будущего развития. «К 2025 году производительность труда должна вырасти в 1,7 раза, а экспорт продукции – в 2,3 раза. На поддержку обрабатывающей промышленности и несырьевого экспорта мной было поручено выделить дополнительно 500 миллиардов тенге. Данные средства будут направлены на расширение инструментов комплексной финансовой и нефинансовой поддержки промышленных предприятий», – добавил президент.

Согласно замыслам, целью ГПИИР на 2020 – 2025 годы является формирование конкурентоспособной обрабатывающей промышленности на внутреннем и внешних рынках. Основная задача заключается в том, чтобы закрепиться на региональных рынках и стать региональным процессинговым центром. В рамках предстоящей третьей пятилетки индустриализации акцент в государственной промышленной политике будет сделан на создание экспортоориентированной экономики с высокой добавленной стоимостью.

Комплексный план охватывает конкретные меры прикладного характера. Это создание Фонда развития промышленности, предусматривается кредитование предприятий обрабатывающего сектора по льготной ставке 3%. Для поддержки МСБ по линии программы Нацбанка и по линии «Дорожной карты бизнеса 2025» расширяются виды деятельности, упрощаются процедуры кредитования. Перечисленные меры направлены на минимизацию негативных последствий от внешних шоков. Предусмотрен также ряд шагов, направленный на устранение разрыва между образованием, наукой и производством. И в любом случае третий этап индустриализации будет проводиться на фундаменте двух первых пятилеток, заложивших основы экономики нового времени.

Басқа жаңалықтар

Back to top button