Общество

Социальные сети: скрытая угроза?

Сегодня в наш век высоких технологий и активного развития медиа, когда доступ к потокам всевозможной информации стал доступным буквально «в пару кликов», вопиющими проявлениями стало использование социальных сетей как источников активной пропаганды деструктивной религиозной идеологии. Мы решили узнать об особенностях работы проводимой радикальными проповедниками в социальных сетях и поговорили с религиоведом, руководителем отдела столичного Центра изучения религий Бексултаном Абдулловым.

Бексултан Туреханович, почему именно социальные сети стали своего рода «камнем преткновения» в деятельности радикальных религиозных течений?

Сегодня практически каждый человек, который пользуется гаджетом или смартфоном знаком с популярными социальными сетями и платформами. Согласно исследованию «Digital 2022 Global Overview Report», произведенному английскими агентствами «We Are Social» и «Hootsuite», 62,5% мирового населения используют интернет – число юзеров за 2021 год составляет 4,95 млрд человек. Количество пользователей социальных сетей насчитывает 4,62 млрд – это 58,4% от общей численности населения мира. Согласно исследованию, у среднестатистического пользователя на социальные сети в среднем тратится 2 часа 27 минут в день.

В этой связи мы видим, что у вербовщика деструктивной религиозной организации в среднем согласно подсчетам, есть потенциальных 2 часа 27 минут в день на протяжении 365 дней в году на одного предполагаемого адепта для того чтобы начать распространять радикальную идеологию.

Кроме того, быстрота, доступность, анонимность позволяют успешно пользоваться социальными сетями в целях идеологической вербовки новых сторонников. Для наглядности, в качестве примера, можно привести кейс популярной социальной сети «Instagram», которая позволяет интерактивно производить идеологическую работу как в live-режиме, так и распространять фото или короткие видеоролики с весьма привлекательным контентом. Социальная сеть с ее техническими возможностями является наиболее благоприятной площадкой для распространения религиозных идей и воззрений широкой массе. В следствие чего, здесь сконцентрирована проповедническая деятельность различных религиозных и псевдорелигиозных течений.

Какие особенности Вы можете выделить в пропаганде радикальной идеологии в социальных сетях?

Из особенностей можно сказать что имеется несколько типов пропаганды идеологии ДРТ. Во-первых, это могут быть группы или сообщества, которые позиционируют себя с конкретным религиозным направлением и открыто выражают приверженность к радикальным идеям.

Во-вторых, можно выделить работу групп и сообществ, которые завуалированно ведут пропаганду идеологии ДРТ под видом мирных толкований. Их, в свою очередь тоже можно разделить по тональности воздействия на аудиторию. То есть это может быть агрессивное воздействие или наоборот радушное, мягкое, «розовое» и т.д.

В-третьих, аккаунты или сообщества, посвященные конкретному деструктивному проповеднику, который привлекает аудиторию своей харизмой, знаниями, красноречием и т.д. Однако, хотелось бы сразу отметить, что подписка на группы, сообщества и аккаунты может нести в себе опасность радикализации подписчика, а также возможного нарушения законодательства Республики Казахстан.

Кроме социальных сетей, есть-ли какие-либо альтернативные способы пропаганды деструктивных религиозных течений в онлайн формате?

Да, к сожалению методы пропаганды деструктивной идеологии, не стоят на месте. Из альтернативных социальным сетям форм можно выделить продажу религиозной литературы посредством маркетплейсов «Ozon» и «Wildberries», причем религиозная литература может поступать на территорию РК, не имея соответствующей экспертизы уполномоченного органа. Соответственно, нужно предупредить наших граждан, которые заказывают религиозную литературу о возможном нарушении 453 статьи КоАП РК.

Помимо вышеуказанных ресурсов некоторые проповедники используют сервисы подкастов для размещения аудио и видео лекций. Это могут быть Google Подкасты, Яндекс Музыка и др.

Бексултан Туреханович, буквально в прошлом месяце в социальных сетях начали распространяться десятки видео и стримов из «TikTok» и «Instagram», где казахстанские девушки в никабе проводят эфиры, призывая всех облачаться в одежды, а казахские обычаи называют харамом (запретом). Зачем это делается?

Согласно данным App Annie, мобильное приложение TikTok стало самым загружаемым в 2021 году, а платформа продолжает демонстрировать самый значительный рост среди социальных сетей. Кроме того, мы с вами знаем, что основная целевая аудитория, которая пользуется TikTok в нашей стране это молодые люди.

Соответственно, ведется целенаправленная работа в одной из самых популярных социальных сетей с молодежью – молодежью по принципу «равный-равному». Как мы видим, была выбрана молодежь как наиболее уязвимая, духовно и экономически неокрепшая, и наиболее подверженная деструктивной идеологии. А что касается идеологического содержания, то тут все просто, идет подрыв традиционных ценностей, идеологии, культуры и истории в целях разрушения основ нации и замены их своими «ценностями».

Что делать человеку, если он столкнулся с подозрительным религиозным контентом в социальных сетях?

Если вы столкнулись с информацией религиозного содержания в интернете, либо вам написал неизвестный пользователь, то рекомендую не проходить по ссылке, а наоборот нажать кнопку «Пожаловаться», «Заблокировать контакт».

В вопросах религии всегда нужно обращаться к профессионалам, это может быть официальное духовенство или наш Центр изучения религий, связаться с которым можно позвонив на номер Единого контакт центра Ikomek-109.

Басқа жаңалықтар

Back to top button