Социальные сети: скрытая угроза?
Бексултан Туреханович, почему именно социальные сети стали своего рода «камнем преткновения» в деятельности радикальных религиозных течений?
Сегодня практически каждый человек, который пользуется гаджетом или смартфоном знаком с популярными социальными сетями и платформами. Согласно исследованию «Digital 2022 Global Overview Report», произведенному английскими агентствами «We Are Social» и «Hootsuite», 62,5% мирового населения используют интернет – число юзеров за 2021 год составляет 4,95 млрд человек. Количество пользователей социальных сетей насчитывает 4,62 млрд – это 58,4% от общей численности населения мира. Согласно исследованию, у среднестатистического пользователя на социальные сети в среднем тратится 2 часа 27 минут в день.
В этой связи мы видим, что у вербовщика деструктивной религиозной организации в среднем согласно подсчетам, есть потенциальных 2 часа 27 минут в день на протяжении 365 дней в году на одного предполагаемого адепта для того чтобы начать распространять радикальную идеологию.
Кроме того, быстрота, доступность, анонимность позволяют успешно пользоваться социальными сетями в целях идеологической вербовки новых сторонников. Для наглядности, в качестве примера, можно привести кейс популярной социальной сети «Instagram», которая позволяет интерактивно производить идеологическую работу как в live-режиме, так и распространять фото или короткие видеоролики с весьма привлекательным контентом. Социальная сеть с ее техническими возможностями является наиболее благоприятной площадкой для распространения религиозных идей и воззрений широкой массе. В следствие чего, здесь сконцентрирована проповедническая деятельность различных религиозных и псевдорелигиозных течений.
Какие особенности Вы можете выделить в пропаганде радикальной идеологии в социальных сетях?
Из особенностей можно сказать что имеется несколько типов пропаганды идеологии ДРТ. Во-первых, это могут быть группы или сообщества, которые позиционируют себя с конкретным религиозным направлением и открыто выражают приверженность к радикальным идеям.
Во-вторых, можно выделить работу групп и сообществ, которые завуалированно ведут пропаганду идеологии ДРТ под видом мирных толкований. Их, в свою очередь тоже можно разделить по тональности воздействия на аудиторию. То есть это может быть агрессивное воздействие или наоборот радушное, мягкое, «розовое» и т.д.
В-третьих, аккаунты или сообщества, посвященные конкретному деструктивному проповеднику, который привлекает аудиторию своей харизмой, знаниями, красноречием и т.д. Однако, хотелось бы сразу отметить, что подписка на группы, сообщества и аккаунты может нести в себе опасность радикализации подписчика, а также возможного нарушения законодательства Республики Казахстан.
Кроме социальных сетей, есть-ли какие-либо альтернативные способы пропаганды деструктивных религиозных течений в онлайн формате?
Да, к сожалению методы пропаганды деструктивной идеологии, не стоят на месте. Из альтернативных социальным сетям форм можно выделить продажу религиозной литературы посредством маркетплейсов «Ozon» и «Wildberries», причем религиозная литература может поступать на территорию РК, не имея соответствующей экспертизы уполномоченного органа. Соответственно, нужно предупредить наших граждан, которые заказывают религиозную литературу о возможном нарушении 453 статьи КоАП РК.
Помимо вышеуказанных ресурсов некоторые проповедники используют сервисы подкастов для размещения аудио и видео лекций. Это могут быть Google Подкасты, Яндекс Музыка и др.
Бексултан Туреханович, буквально в прошлом месяце в социальных сетях начали распространяться десятки видео и стримов из «TikTok» и «Instagram», где казахстанские девушки в никабе проводят эфиры, призывая всех облачаться в одежды, а казахские обычаи называют харамом (запретом). Зачем это делается?
Согласно данным App Annie, мобильное приложение TikTok стало самым загружаемым в 2021 году, а платформа продолжает демонстрировать самый значительный рост среди социальных сетей. Кроме того, мы с вами знаем, что основная целевая аудитория, которая пользуется TikTok в нашей стране это молодые люди.
Соответственно, ведется целенаправленная работа в одной из самых популярных социальных сетей с молодежью – молодежью по принципу «равный-равному». Как мы видим, была выбрана молодежь как наиболее уязвимая, духовно и экономически неокрепшая, и наиболее подверженная деструктивной идеологии. А что касается идеологического содержания, то тут все просто, идет подрыв традиционных ценностей, идеологии, культуры и истории в целях разрушения основ нации и замены их своими «ценностями».
Что делать человеку, если он столкнулся с подозрительным религиозным контентом в социальных сетях?
Если вы столкнулись с информацией религиозного содержания в интернете, либо вам написал неизвестный пользователь, то рекомендую не проходить по ссылке, а наоборот нажать кнопку «Пожаловаться», «Заблокировать контакт».
В вопросах религии всегда нужно обращаться к профессионалам, это может быть официальное духовенство или наш Центр изучения религий, связаться с которым можно позвонив на номер Единого контакт центра Ikomek-109.