Общество

Психолог рассказал о методах вербовки со стороны деструктивных религиозных течений

Эксперт-психолог МИОР РК, подполковник КНБ в отставке Лола Шакимова рассказала в интервью нашему корреспонденту, о том, кто наиболее подвержен влиянию со стороны деструктивных религиозных течений, какие психологические методы используют вербовщики ДРТ и как защититься от влияния радикальной религиозной идеологии.

Лола Сергеевна, расскажите какие люди обычно попадают под влияние радикальной религиозной идеологии?

В основном под влияние деструктивных религиозных течений попадают люди, которые пребывают в психологическом состоянии фрустрации. С точки зрения психологии, фрустрация – это состояние психологического дискомфорта, когда человек не удовлетворен самим собой. В первую очередь это состояние внутриличностного конфликта, когда у человека идет борьба мотивов. Пребывая в таком пограничном состоянии у него снижается толерантность, волевая саморегуляция, усиливается субъективность, внушаемость. Вот поэтому вербовщики, миссионеры деструктивных религиозных течений подбирают людей, которые пребывают в таком психологическом подвешенном состоянии, это первая категория.

Вторая категория людей – это категория неофитов, которые из-за своей религиозной безграмотности попадают в ловушку миссионеров, потому что миссионеры применяют различные приемы, в том числе пользуются буквализмом. То есть вырывают из контекста какую-то информацию из священных религиозных книг и преподносят в той интерпретации в которой им необходима. И довольно часто они применяют подмену понятий или иначе говоря подмену определений и люди из-за своей религиозной безграмотности оказываются в ловушке.

Но и третья категория довольно часто попадающая в деструктивное религиозное течение это наши молодые люди. Эмоционально неустойчивы по своим психологическим особенностям характера, с проявлениями позднего и юношеского максимализма, стремлением к самостоятельности и независимости, нигилизм, люди, которые пытаются найти свое «Я», в поисках истинности своих мировоззрений, ценностных ориентаций. Таким образом, когда молодые люди пытаются удовлетворить вышеуказанные доминирующие потребности, в этот момент они могут попасть к миссионерам, которые обещают им реализовать все эти доминирующие потребности, оказывая им как морально психологическую, так и материальную помочь. То есть формируют полную психологическую зависимость от себя и молодые люди даже не воспринимают как они автоматически чисто на бессознательном уровне оказываются в ловушке у миссионеров деструктивных религиозных течений.

Какие психологические методы используются представителями деструктивных течений?

Из психологических методов, используемых деструктивными течениями, в первую очередь можно выделить метод установления психологического контакта, например, «прием интерактивности», который используется для того чтобы сформировать о себе благоприятное впечатление у вербуемого.

Второе это общность интересов, «я такой же, как и ты». Если у вас существуют какие-то взгляды или определенные интересы, они попытаются подстроиться под вас. В психологии это называется установление «рапорта», то есть «пристройка». Если допустим вам нравятся животные, то они будут вести с вами беседу о животных, или если вам нравится техника они будут говорить с вами о технике. Таким образом они формируют очень теплые, довольно таки близкие доверительные, межличностные отношения. Тем самым вербовщики становятся «своими» и вербуемые начинают им доверять.

В последующем, когда вербуемых приглашают в референтную группу, допустим на какие-то тайные собрания, встречи или совещания, там обычно применяется мощный психологический прием «бомбардировка любовью», когда вас воспринимают таким, каким вы хотели бы себя видеть. То есть вас окружат комплиментами, проявлением заботы, вниманием, лаской. То есть тем, что обычно многим людям не хватает в реалиях современного общества и люди пребывают в состоянии так называемого «комплиментарного транса», когда человек говорит себе «мне здесь очень комфортно, мне здесь очень хорошо, меня здесь ждут, меня здесь любят, меня не понимают в семье, меня не понимают мои близкие друзья, мои близкие родственники, но здесь в этой референтной группе я себя чувствую очень комфортно». Вот так начинается формирование психологической зависимости у религиозных деструктивных течений.

Также вербовщики дают новому адепту установку что он избранный, что он человек, который на самом деле создан в этой жизни только для того что бы осуществить какую-то определенную наивысшую миссию, то есть приподнимают самооценку человека в глазах в себя, а потом уже в глазах других людей. И конечно же применяют различные трансовые методики и методы нейролингвического программирования.

Какие психологические проблемы могут возникнуть у человека после воздействия на него вербовщиков? 

Вы знаете, психологические проблемы могут быть выражены в последствиях тотального контроля над человеком. Когда он попадает в такую деструктивно религиозную организацию, во первых идет тотальный контроль над его мышлением, над его поведением, над его сознанием, даже над получением информации, то есть тотальный контроль над его восприятием полученной информации, когда человек уже самостоятельно не может принимать решения, он должен постоянно ориентироваться на общественное мнение данной референтной группы, которые имеет признаки деструктивного религиозного самосознания. Довольно часто человек начинает уже в последующем осознавать, что он глубоко ошибался, но выйти из этой группировки, из этой референтной группы с такими признаками радикальных взглядов очень сложно и очень трудно.

Лола Сергеевна, расскажите, как можно обезопасить себя и близких от влияния деструктивной идеологии?

Для того чтобы обезопасить себя и своих близких нам необходимо с детства формировать у наших детей такое психологическое понятие как ассертивность. В нашем случае, ассертивность выражается в умении сказать «нет».

Кроме того, необходимо развивать такие параметры психической деятельности человека как критичность мышления, то есть когда человек фильтрует людей, информацию, для того чтобы развить в себе прогностичность, выражающуюся в том, что человек должен изначально обдумать к чему может привести контакт с этой группой или человеком и задаться вопросом: «Если я пойду на эти тайные собрания, на эти тайные совещания к чему это может меня привести?».

В связи с чем нужно изучить что представляет из себя данная группа, либо просто позвонить в Центры изучения религий, которые сейчас имеются во всех областных центрах Казахстана, например, у нас в столице можно позвонить на единый контакт центр Ikomek-109. В указанных центрах работают квалифицированные специалисты, теологи, религиоведы, психологи, имамы, юристы, которые могут дать квалифицированные советы, рекомендации, ответят на вопрос стоит ли вообще посещать эти тайные совещания, собрания деструктивной религиозной организации.

 

Басқа жаңалықтар

Back to top button