Общество

Деструктивные религиозные течения – опасность для казахстанского общества

Религиозную ситуацию в Республике Казахстан можно охарактеризовать как стабильную, но с определенными факторами риска, при которых имеют место быть обстоятельства, угрожающие нарушением традиционного религиозного баланса и межконфессионального согласия. Данными факторами выступают возникновение и усиление радикальных религиозных сообществ, активизация деятельности центров нетрадиционных верований, повышение влияния иностранного миссионерского движения и расширение социальной базы деструктивных организаций, особенно за счет молодежи. Обо всем этом рассказал в интервью религиовед, член казахстанской ассоциации религиоведов Александр Антипин.

Александр Юрьевич, расскажите какие признаки характерны для деструктивных религиозных течений?

Деструктивные религиозные течения и культы обычно характеризуются тем, что они разделяют противостояния традиционной религии, поскольку все они основаны на искусственном мировоззрении, не подкрепленном какой-либо реальной религиозной теологической субстанцией. Как правило, деструктивные течения возникают в процессе выравнивания религиозных традиций в результате духовного кризиса в современном обществе, а также из-за эксплуатации и коммерциализации религии.

Характеристики данных организаций очень похожи, поскольку все они основаны на одних и тех же критериях: крайняя разнородность и противоречивость в отношении идеологии и доктрины, дух разногласий и сепаратизма, тоталитарное учение и суровая «критика традиционных религий за отклонение от первоначальных убеждений и практики». Их структурная организация, методы воздействия и стремление к динамичной духовной экспансии среди населения, особенно среди молодежи, также схожи. В процессе своего развития они пересмотрели или сильно исказили общую систему ценностей.

Утверждая необычный характер своей веры, они постоянно разрабатывают новые прикладные методы, сосредотачивая внимание на психологических и эмоциональных аспектах и часто дополняя свое обучение своеобразными практиками. При этом эта тенденция стала настолько очевидной, что за последние несколько десятилетий практически все эти течения претерпели огромные трансформации и изменения внешнего вида, при этом суть осталась прежней.

Какую опасность несут в себе деструктивные религиозные течения?

Деструктивные религиозные течения используя различные техники воздействия на личность, пытаются оторвать своих последователей от семьи, общества, культурной и общественной жизни страны, они отвергают или игнорируют исторические традиции, образ жизни и обычаи и наносят вред физическому и психологическому здоровью наших граждан. Это не только подрывает традиционные религии, но и разрушает основы государственного порядка.

Кроме того, есть еще одна сложность, деструктивные движения и организации не только отказываются признать историческую легитимность традиционных религий, но также отвергают любые компромиссы с законами. Так обстоит дело с некоторыми миссиями неопротестантского толка, число и миссионерский потенциал которых значительно увеличиваются за счет внешней финансовой поддержки.

Какие методы используют деструктивные течения для вовлечения в свои ряды новых последователей?

Для достижения своих целей ДРТ оказывают материальную помощь новым адептам, обучают их иностранным языкам, находят им работу, помогают их родственникам и близким членам семьи найти работу или предоставляют приют бездомным или знакомым, оказавшимся во временном убежище. То есть обычно ДРТ используют сложные жизненные ситуации. Например, на моем опыте был случай, когда у одной женщины умерла близкая родственница, то адепты деструктивной организации начали посещать ее якобы с целью утешения. Хотя на самом деле была четкая задача у вербовщиков втереться в доверие и заманить в сети деструктивного течения используя методы психологического влияния на личность.

Кроме того, приверженцы деструктивных организаций часто занимаются благотворительностью. Это делается для того, чтобы на собственном примере показать добрые намерения организации по отношению к людям. Нередко молодые парни и девушки из сельской местности приезжают в большой город и находят там новых покровителей, которые дают им все необходимое — бесплатное жилье, еду и образование. Подобные публичные действия адептов ДРТ не могут не вызывать положительный отклик среди широких слоев людей, особенно среди молодежи и людей с низким уровнем доходов.

Получается у радикальных течений есть определенная целевая аудитория?

Да, абсолютно так. Основной упор, как было отмечено выше делается на молодежь, ввиду еще недостаточно окрепшей психики, максималистки настроенной, финансово не состоявшейся и зависящей от мнения социума. То есть, можно сказать уже изначально радикально настроенной, вербовщикам остается только подтолкнуть молодого человека в нужное русло.

Кроме того, учитывая процессы глобализации и то что мы живем в век информационных технологий, важно упомянуть что вербовщики можно сказать «успешно» освоили Интернет и социальные сети. Так, например, согласно данным социологических исследований на вопрос о том «Сталкивались ли Вы с рассылкой (рекламой) религиозной информации в социальных сетях?», 16,7% выбрали положительный вариант ответа, 3,1% подтвердили, что близкие, знакомые и друзья сталкивались с рассылкой (рекламой) религиозной информации в социальных сетях. Что говорит нам о большой работе вербовщиков в Интернете.

В случае если человек сталкивается с подобного рода вербовкой куда ему нужно будет обратиться?

Если вы столкнулись с рассылкой информации религиозного содержания в интернете, то рекомендую не проходить по ссылке, а наоборот нажать кнопку «Пожаловаться», или если к вам, предположим на улице подойдет незнакомый человек и начнет диалог на тему религии, то лучше всего будет прекратить общение и уйти. Так как если вы хотите изучать религию, или у Вас есть вопросы по теме религии, то всегда нужно обращаться к профессионалам, то есть к официальному духовенству или в Центры изучения религий при акиматах.

Спасибо за интервью!

Басқа жаңалықтар

Back to top button