Общество

Кибербуллинг противоречит исламу

На площадках разных отечественных интернет-ресурсов и социальных сетей в последнее время наблюдается размещение материалов, направленных на критику деятельности Духовного управления мусульман Казахстана.

Имея за плечами опыт и некоторые знания, я решил поделиться своим мнением. Хотел бы дать наставление нашим братьям, которые любят критиковать других мусульман. Тем более, религиозных деятелей, которые работают во-благо нашей веры и мусульман. Та критика, которая «гуляет в интернете» противоречит целям шариата (макасид аш-шариа). Всевышний Аллах в Коране сказал:

ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ

«Призывай к пути Господа своего с мудростью и хорошим наставлением». (сура «Ан-Нахль», 125)

Наши праведные предки иногда критиковали друг друга, указывая на недостатки своих братьев. Говоря о них, старались помочь избавиться от них, но всегда это делали с мудростью, в рамках законов шариата и этики мусульманина. Сказав человеку в лицо о его недостатках, они тем самым предотвращали разговоры за его спиной.

И мы знаем то, что Посланник Аллаха (ﷺ) призывал людей к вере, с мудростью и хорошим наставлением. Такого же метода следует придерживаться и нам. Если ты указываешь человеку на его ошибки, необходимо делать это исключительно ради довольства Аллаха, не имея к нему никакой обиды, личной неприязни, не унижая его честь и достоинство. Следует избегать выражений, которые могли бы оскорбить или обидеть человека, тем самым проявляя братские чувства и пресекая любые возможности для злословия. А то, что я прочитал из критики на муфтия Казахстана и его окружение, похоже на обиду, сплетни и сведение счетов. Думаю, что мою статью прочитают члены Ученого совета ДУМК. Хотел бы им предложить вывести фатву относительно «Кибербуллинга». Ведь уже были прецеденты доведения до самоубийства!

Травля в интернете набирает обороты, и наши мусульмане вовлечены в нее, забыв о чести и достоинстве, не говоря об адабе(нравственности). От этого многие заболевают, теряют работу, разрушаются семьи, отношения, случаются психические расстройства и др. Но самое пугающее последствие кибербуллинга – самоубийство.

Всевышний Аллах сказал в Коране:

إنَّ الَّذِينَ يُحِبُّونَ أَنْ تَشِيعَ الْفَاحِشَةُ فِي الَّذِينَ آمَنُوا لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لا تَعْلَمُونَ

«Воистину, тем, кто любит, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете!». (сура Ан-Нур, 19-аят)

Многие знают хадис, в котором Пророк (мир ему) говорит:

بحسب امرئ من الشر أن يحقر أخاه المسلم، كل المسلم على المسلم حرام دمه وماله وعرضه

«Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе. Для каждого мусульманина неприкосновенными являются: жизнь, кровь, имущество и честь другого мусульманина». (Хадис от Муслима, 2564).

Также, Пророк (мир ему) сказал: «Если будет скрывать раб недостатки другого раба в этом мире, то и Всевышний Аллах скроет его недостатки в Судный День».(Хадис от Муслима,2590). Пора бы нашим мусульманам уже практиковать эти понятия в своей жизни. Ведь Посланник Аллаха (мир ему) предупредил:

يا معشر من أسلم بلسانه ولم يفضي الإيمان إلى قلبه لا تؤذوا المسلمين ولا تعيّروهم ولا تتبعوا عوراتهم فإنه من يتبع عورة أخيه المسلم تتبع الله عورته، ومن يتبع الله عورته يفضحه ولو في جوف رحله

«О те, которые уверовали на словах, но в чьи сердца не проникла вера! Не вредите мусульманам, уличая их и выискивая их недостатки. Поистине, того, кто будет выискивать недостатки мусульман, Аллах разоблачит, а кого Аллах разоблачит, того Он унизит, даже если будет скрываться в дальней комнате своего дома». (Хадис от Абу Дауда, 4880)

Надо дать пояснения и хукм новым терминам: флейминг — замечания в грубой форме, вульгарные сообщения, унизительные комментарии, оскорбления.

Троллинг — намеренно писать провокационные сообщения, выводя жертву из себя, вовлекая в психологическую игру, подлавливая на ответах и высмеивание.

Хейтинг — полноценная травля. Массовые негативные комментарии в адрес одного человека и оскорбления. Такое часто случается с публичными людьми, которые ошиблись или неосторожно высказались. Харассмент — домогательства с сексуальным подтекстом или целенаправленные кибератаки. Другая форма харассмента – порноместь. Здесь бывший партнёр из-за разрыва отношений угрожает или выкладывает личные фото, видео или переписку.

Киберсталкинг — крайняя форма харассмента – долгое домогательство, в том числе и с преследованием. Если в соцсетях вам прислали одну непристойную фотографию – это харассмент. Но когда человек отметился на всех ваших публичных профилях, появляется вслед за вами в пабликах, постоянно оставляет негативные комментарии – это киберсталкинг. Диссинг(клевета) — очернение репутации, распространение слухов и сплетен. Агрессор генерирует любую информацию, которая выставит жертву плохой. Часто информацию преувеличивают или подделывают переписку в сети. Фрейпинг — анонимный и намеренный буллинг. Один из способов – взлом личного аккаунта (фрейпинг) и публикация от имени жертвы нежелательного контента. Цель – очернить человека. Кетфишинг — тут буллер не взламывает аккаунт, а создаёт идентичный и распространяет разную информацию. Аутинг (разглашение персональных данных) — публикации о доходах и расходах, интимные фотографии, похищенные из гаджетов. Сюда же относят угрозы публикации личной информации. Угроза физической расправы — в сети могут открыто или завуалировано угрожать причинением вреда и даже убийством. Могут назначать время и место «стрелки», пытаться узнать адрес. Интернет-угрозы опасны потому, что в основной группе риска – подростки.

Поэтому, сегодня «защита чести» поднялась до уровня «Зарурият» (Необходимости) в фикхе. Защита чести связана с основными целями шариата (макасид аш-шариа) или «пятью необходимостями» (Зарурият хамса), о которых великие имамы (Аль-Джувейни, Газали, Шатыби и др.) написали в книгах по «Усулюль фикх» (Основам юриспруденции). Это –сохранение: 1. веры, 2. жизни (души), 3. разума, 4. потомства и 5. имущества(богатства). А некоторые ученые добавили «защиту чести» к «пяти необходимостям». Думаю, что «фатва о травле в интернете» сейчас, как никогда, актуальна!

Доказательств же о хараме кибербуллинга предостаточно. Всевышний учит нас в Коране: «О те, которые уверовали! Если нечестивец(грешник) принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном». (49сура «Худжурат»:6 аят).

Муфтий Ибрахим Десаи пишет в своем тафсире: «Иногда вы получаете сообщение по электронной почте с ложной информацией о том или ином человеке. Не проверив ее, вы нажимаете кнопку, и вот она уже отправляется целой тысяче человек из вашего списка контактов. Одно нажатие кнопки без проверки информации — и ложь доходит до тысячи человек! А они — скольким тысячам они отправят эту информацию? Кто несет ответственность за распространение этой лжи, вызывающей фитну и пороки в обществе? Сколько покаяния нужно принести за это? Ведь единственное, что от нас требуется, — это просто проверить информацию, когда мы получаем ее, не думать ни о ком сразу плохо и скрывать недостатки других людей. Последствия распространения такой смуты могут быть крайне тяжелыми. Поэтому нам нужно проявлять осторожность в подобных ситуациях».

Нужно всегда искать пути примирения, а не вражды: «Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может, вы будете помилованы». (49:10)

Аллах предупреждает нас: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся несправедливыми». (49:11)

В этом аяте Всевышний Аллах осуждает три порока: 1) высмеивание людей. 2) выяснение и распространение сведений о чужих недостатках, сплетни. 3) придумывание людям унизительных кличек. Каждый приведенный поступок — запретен (харам).

Далее идет очень важное предостережение: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата? Вы же почувствовали отвращение от этого (поэтому не делайте этого). Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный!». (49:12). Здесь речь идет о подозрениях в адрес верующих и о необоснованном дурном мнении в отношении кого-либо из них. Также Господь запрещает нам следить за братьями по вере, выискивая в них недостатки!

Чтобы не впасть в грех и не быть зачинщиком фитны(смуты) следует знать следующие важные правила:

  1. Ни в коем случае нельзя говорить с человеком о его недостатках перед людьми, то есть это должно быть наедине в таком месте, где вас никто не видит. Потому что тот, кто делает насыха (доброе наставление) своему брату публично, тот чернит его. А для мусульманина приложение усилий в том, что украшает брата, достойнее, чем иметь цель опорочить его. Наши предки, если хотели делать наставление кому-либо, или сказать о его недостатках, то говорили ему это скрытно.

Следовательно, если кто-либо говорит своему брату о его недостатках наедине, то это насыха, а если это делается перед людьми, то это лишь порочение, как говорил Имам Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах):

قال الإمامُ الشافعيُّ رضي الله عنه: مَن وَعَظ أخاه سِرًّا، فقد نَصَحَهُ وزانَهُ، ومن وَعَظَهُ علانيةً، فقد فَضَحَهُ وشانَهُ

«Тот, кто тайно вразумляет своего брата – сделал ему доброе искреннее наставление и украсил его. Кто же делает это прилюдно – опорочил и обезобразил его».

  1. Открывая «ящик пандоры» и являясь зачинателем фитны(смуты), мусульманин берет на себя два греха.

Во-первых: объективная и конструктивная критика должна дойти до специалистов. Когда она дошла до нужных людей, с тебя снимается ответственность. Ты сделал то, что считал правильным перед своей совестью и перед Создателем. Критикуя дальше, ты впадаешь в грех.

Во-вторых: мусульманин впадает в грех, когда критикует публично и его критика «гуляет в народе». Пророк(мир ему) сказал:

إنك إن اتبعت عورات الناس أفسدتهم أو كدت أن تفسدهم

«Если ты станешь выискивать недостатки людей, ты испортишь их или будешь близок к тому, чтобы испортить их». (Абу Дауд).

И то, что называется кибербуллингом, противоречит шариату. Это большой грех, который затрагивает основы Ислама. Поэтому ученые добавили к 5-ти всеобщим универсальным целям шариата и «Хифзуль ъирды уаш-шараф» — защиту чести (и достоинства) мусульманина. Несмотря на его ошибки, мы не имеем права критиковать брата-мусульманина прилюдно!

  1. Какие-бы недостатки мы ни наблюдали у своих братьев, нам первым делом следует обращать особое внимание на свои недостатки и стараться исправить и устранить их. Безгрешным является только наш любимый Пророк (ﷺ).

Важный хадис Пророка(ﷺ), который мы, порой, не соблюдаем:

عن عبد الله بن عمرو بن العاص ـ رضي الله عنهما ـ عن النبي صلي الله عليه وسلم قال: [المسلم من سلم المسلمون من لسانه ويده والمهاجر من هجر مانهي الله عنه] متفق عليه

«Мусульманин – это тот, кто не причиняет людям вреда ни языком, ни руками. А мухаджир – это тот, кто сделал хиджру(переселился) от того, что запретил Аллах».

Человек, который увлекся поиском и исправлением чужих недостатков, забывает о своих. А не видящий собственных недостатков болеет высокомерием, «он не почувствует и запаха рая». Думаю, что каждый мусульманин должен задуматься о своих проблемах. Дай Аллах нам правильного понятия, любви к верующим мусульманам и всем людям!

Смагулов М.А. – теолог Центра изучения религий города Нур-Султан

Басқа жаңалықтар

Back to top button