Светскость — это не атеизм, а свобода вероисповедания
Основополагающим принципом государственной политики в религиозной сфере является принцип светскости. Однако мы видим, что среди определенной части населения нашей страны понятие «светскость» ассоциируется с антирелигиозностью и атеизмом. Автор материала рассмотрит, каким образом принцип светскости проявляется в Казахстане, каким должен быть образ верующего гражданина в светском государстве и что включает в себя казахстанская модель светскости.
Принцип светскости закреплен в Конституции Республики Казахстан и подразумевает невмешательство государства во внутренние дела и вопросы религиозной деятельности, уважительно равное отношение ко всем религиозным организациям, обеспечение их равных прав.
Светскость — это не антирелигиозность и не позволяет религии подчинить себе государство, в то же время она и не позволяет государству подчинить себе религию. Светскость — это не атеизм, а свобода вероисповедания. Есть схожее со светскостью понятие как «веротерпимость», которая означает терпимость к чужой религии, признание ее право на существование. Таким образом, светскость, отсюда и светский характер общества, позволяет людям жить рядом, несмотря на различия верований, мнений и убеждений. Вот почему светский характер общества – это благо и необходимость.
В светском государстве могут быть различные религиозные течения, единственное правило для них в светском государстве – чтобы все граждане следовали закону, были равны перед ним. Светскость не является идеологией, светскость является формой правления. Образ светского верующего гражданина это, прежде всего, законопослушный гражданин, чтящий, хранящий традиции, обычаи своего народа и имеющий отрицательное отношение к радикальной деструктивной религиозной идеологии.
Так, с момента принятия закона, регулирующего свободу вероисповедания и религиозных объединений, религия стала занимать одну из главных ролей в духовной жизни общества. Религиозные объединения различных конфессий вложили большой вклад в вопрос поддержания и обеспечения мира и спокойствия в стране. Все эти достижения легли в основу новой конфессиональной политики в области религии.
Также необходимо отметить, что для реализации национальной политики по вопросам религии в Казахстане была создана Ассамблея народов Казахстана. Ассамблея включала в себя центральные, региональные и местные религиозные и культурные центры. Ассамблея вносит значительный вклад в развитие конфессиональных, этнических и национальных вопросов.
Для того, чтобы глубже понять ключевые черты модели светского государства в Казахстане, помимо правоприменительной деятельности и принятых документов, необходимо обратить внимание, как на практике применяется принцип светскости и какова роль религии в обществе.
На сегодняшний день, в обществе Казахстана, на территории которого проживают более 130 национальностей и народностей, возрастает роль религии в жизни страны. С учетом того, что Казахстан является светским, полиэтническим и поликонфессиональным государством, проблемы, связанные с религиозной ситуацией в Казахстане, в настоящее время приобретают особую актуальность. Также следует отметить, что в структуре гражданского общества огромную роль и место занимают религиозные конфессии. Республика Казахстан декларировала все демократические права и свободы, в частности, свободу совести и вероисповедания, что обусловило нарастающую тенденцию плюрализации религиозной жизни и религиозных ценностей.
Республика Казахстан, можно сказать, являет собой универсальный мост между западными и восточными культурами, христианством и мусульманством. Одним из ярких событий в духовной жизни страны был визит Папы Римского в 2001 году. В данное время в Казахстане осуществляется гуманная и открытая политика по отношению к религиям. Результатом чего служит проведение, начиная с сентября 2003 года, в столице Съездов мировых религий. Инициатива проведения форумов принадлежит Первому Президенту Республики Казахстан Елбасы Н.А. Назарбаеву.
Созданная в Казахстане модель взаимоотношений государства и религиозных объединений основана на демократических принципах уважения прав и свобод верующих, на балансе общественных и религиозных интересов, на отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию.
Можно с уверенностью сказать, что именно благодаря неукоснительному соблюдению принципов светскости нам удалось сохранить целостность казахстанского общества в переломный для истории период обретения страной независимости и обеспечить стабильное ее развития. И в будущем светский характер государства – важное условие успешного развития и процветания Казахстана.
Магистр религиоведения
Мадина Кусаинова