Экстремизм и его проявления в Казахстане
Процесс обострения развития различных псевдоисламских течений в Казахстане стал одной из основных причин дестабилизации социально-политической обстановки, что привело к распространению радикальных и фундаментальных течений. По мере роста числа приверженцев религиозного экстремизма в Казахстане, их религиозно-идеологическое противоборство со светским государством перешло в активную борьбу.
О возникновении в Казахстане вооруженного террористического подполья и резкой активизации его деятельности свидетельствует серия терактов. Только с мая 2011 года по осень 2012 совершено 14 терактов, повлекших за собой гибель людей. Трагические события в Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Мангистауской областях демонстрируют, что глобализация деятельности различных экстремистских организаций наблюдается и в Казахстане.
С обретением независимости, в Казахстане было провозглашено право на свободу вероисповедания, отделение религиозных объединений от государства, невмешательство государства в дела религиозной общины. В этот период произошел кризис, и тогда к постсоветскому пространству со всего земного шара потянулись различные варианты общественного и государственного устройства. Не остались в стороне и зарубежные религиозные и религиозно-политические группы.
После принятия закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» осуществлялся свободный выезд молодых людей для получения духовного образования в страны Ближнего Востока, Пакистан, Афганистан, Египет, Турцию, Саудовскую Аравию и т.д. Там им, кроме основных знаний, прививались идеи, чуждые традиционной для казахов форме ислама, нередко и радикальные, экстремистские идеи, образ жизни, отличающийся от казахского. В итоге, в таких условиях, именно молодежь, как поколение на разломе эпох, в первую очередь подверглась идеологическому влиянию со стороны зарубежных экстремистских центров. С этого времени в стране начинает постепенно формироваться новый фактор религиозно-политической ситуации – религиозный экстремизм.
Сегодня основным источником распространения религиозного экстремизма на территории Казахстана выступают различные радикальные объединения и деструктивные течения, которые пытаются навязать казахстанскому обществу чуждые религиозные ценности и идеалы, ведущие к росту социальной напряженности. К примеру, псевдо-салафитское течение, деятельность которого широко распространилось по всему Казахстану. Они предлагают простые и понятные установления социальной справедливости, обещают людям психологически ощутить себя частью целого, получить духовную и материальную поддержку, в результате чего люди легко попадают под их влияние.
Современные экстремисты активно используют все возможности средств массовой информации и формируют целые команды по работе с масс-медиа. Это приводит к значительному росту продвижения своих взглядов, используя интернет-пространство. Играют на настроении людей, особенно молодых людей, их особенных качествах, таких как любопытство, максимализм, поиск «своей группы», бунтарстве, самоопределении по схеме «мы-они». Такие действия могут побуждать людей к обострению жесткости и нетерпимости к окружающим, вспыльчивости и агрессии поведения.
Экстремизм сегодня редко, только в крайних случаях, носит открытый характер, он глубоко законспирирован и адаптируется к современным условиям, в частности через интернет. Всемирная сеть — широкая и эффективная площадка продвижения экстремистских идей, которые влияют на человека всеми возможными способами, такими как форумы, закрытые чаты, сообщества, цитаты, картинки и музыка, видео- контент и т. д.
Сейчас для того, чтобы общаться с единомышленниками не обязательно собираться на конспиративных квартирах и входить в «тайные кружки», достаточно иметь персональный компьютер либо мобильный телефон и выход в сеть. Таким образом, интернет в силу своей дешевизны, быстроты, анонимности и широкого охвата аудитории оказался наиболее эффективным инструментом пропаганды радикальной религиозно-экстремисткой идеологии.
Профилактика религиозного экстремизма и терроризма стала одним из приоритетных направлений нашей государственной политики в обеспечении национальной и духовной безопасности Казахстана. Сегодня действуют новые формы и методы организации работы органов, осуществляющих противодействие религиозному экстремизму и терроризму, в том числе меры по повышению религиозной грамотности населения.
В настоящее время информационно-разъяснительные группы проводят большую работу по профилактике религиозного экстремизма среди населения, доводят истинные гуманистические начала религии, прививают традиционные духовные ценности и сообщают об опасности вовлечения в ряды радикальных религиозных общин.
Таким образом, дальнейшее взаимодействие государства и общества в противодействии этому явлению остается актуальной задачей. Только совместными усилиями можно добиться устойчивой и толерантной системы развития государственно-общественных отношений.
Религиовед, член информационно-разъяснительной
группы по вопросам религий г. Нур-Султан
Индира Бекишева