Общество

ЧЕМ ОПАСНЫ «ПОДВОДНЫЕ РИФЫ» РАДИКАЛОВ?

Казахстан с момента обретения независимости позиционирует себя как светское государство и проводит взвешенную государственную политику в религиозной сфере. Вместе с тем, сохраняется ряд проблем, связанных c достаточно низким уровнем религиозной грамотности среди населения, что открывает возможность манипулирования сознанием граждан РК для различных деструктивных течений, которые в свою очередь адаптируют свою деятельность под реалии современной жизни и используют в корыстных целях Интернет и социальные сети. Отдел мониторинга и аналитики Центра изучения религий акимата города Нур-Султан регулярно проводит соответствующую информационно-разъяснительную работу в казахстанском сегменте сети Интернет. Об этом корреспонденту ЛИТЕРа рассказал руководитель отдела Бексултан Абдуллов.

– Бексултан Туреханович, какую работу проводит Ваш Центр в Интернете и социальных сетях?

– Работу, проводимую нашим Центром в сети Интернет, в том числе в социальных сетях можно разделить на 3 ключевые направления. Первое, это работа профилактического характера, второе это мониторинг общей религиозной ситуации и третье – работа по выявлению материалов и пользователей, на страницах которых опубликована информация радикального религиозного характера.

По направлению профилактики идеологии религиозного экстремизма и терроризма, Центром на постоянной основе создаются контрпропагандисткие материалы в виде статей, видеороликов, фильмов, фотопостов и т.д. Данные материалы контрпропагандисткого характера, направленны на пропаганду светских принципов, профилактику экстремизма и радикальных религиозных течений, продвижения традиционных ценностей, обеспечения межконфессионального согласия и т.д.

Так, можно отметить, выпущенный в рамках профилактической работы, в прошлом году короткометражный художественный фильм «Жұмақ», который набрал более 5 млн. просмотров на наших официальных страницах. Фильм повествует о судьбе молодого парня, судьба которого была разрушена по причине религиозной неграмотности.

После успеха фильма и по многочисленным просьбам зрителей в 2022 году была отснята, а в июне месяце выпущена вторая часть фильма «Жұмақ: жаза және кешірім». На сегодняшний день картина насчитывает более 430 тыс. просмотров на официальном YouTube канале Центра «Elorda-Din».

Кроме того, используя специализированное программное обеспечение, Центром ведется активная работа по мониторингу страниц пользователей, подписанных на группы, имеющие противоправный контент. Полученная информация о местах проживания, работы и учебы подписчиков деструктивных сообществ, используется для оперативного планирования точечной информационно-разъяснительной работы.

В рамках данного направления Центром организована работа по отписке жителей столицы, состоящих в сообществах потенциально содержащих материалы деструктивного характера. Так, с начала года направлено 1200 писем-уведомлений пользователям, по результатам которых от сообществ отписано 200 человек.

– В чем заключается опасность быть подписанным на данные сообщества?

– Опасность нахождение в группах деструктивного религиозного характера заключается в следующем, во-первых, человек не подкованный в религии, может по элементарному отсутствию необходимых знаний, порой несознательно, поставить лайк, сделать репост, пересылать пост радикального религиозного содержания на другие платформы, что в свою очередь может привести к нарушению законодательства РК, а именно ст. 453 и 490 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, штраф в которых предусмотрен от 50 МРП.

Во-вторых – возможна радикализации пользователя путем ознакомления и изучения деструктивного контента. То есть, здесь имеет место быть феномен «саморадикализации», особенно ярко он проявляется если параллельно на человека идет воздействие социальных, психологических и экономических факторов. В качестве примеров могут служить отдельные случаи суицида, совершаемые в основном молодежью и террористические акты одиночек.

В-третьих, это возможное попадание в руки вербовщиков. То есть, когда пользователь проявляет активность, в виде того что ставит лайки, оставляет комментарии, делает репосты. Вербовщики деструктивных течений эту заинтересованность замечают и берут пользователя в «разработку». Для этого они проводят анализ публикаций на личных страничках, составляют психологический портрет человека, оценивают возможность его вовлечения в организацию.

– Расскажите поподробнее об упомянутых вами мониторинге общей религиозной ситуации и работа по выявлению материалов и пользователей, на страницах которых опубликована информация радикального религиозного характера?

За период первой половины 2022 года Центром в рамках общего мониторинга религиозной ситуации, был выявлено 1200 источников информации, описывающих религиозную обстановку в г. Нур-Султан.

Кроме того, ко-второму направлению относится полевой мониторинг религиозных объединений столицы. Так, за первое полугодие было проведено более 30 полевых выходов. Мониторинг религиозных объединений проводился во время праздничных мероприятий религиозного направления (Крещение, Пасха, Кадир туни, Ораза айт, жума-намазы и т.д.). Во время мониторинга особое внимания уделялось соблюдению сохранности правопорядка и профилактике правонарушений.

В рамках реализации третьего направления, Центром было выявлено 15 тыс. радикальных материалов, пропагандирующих идеи экстремизма и терроризма, призывы к совершению джихада, пропаганда, агитация и публичное демонстрирование символики экстремистских организаций, косвенное и прямо воздействие и влияние на сознание человека. Данные материалы были направлены в уполномоченные органы для подтверждения деструктивного характера и их дальнейшей блокировки.

Кроме того, за отчетный период Центром в ходе мониторинга было выявлено 60 аккаунтов в социальных сетях, на страницах которых были обнаружены открытые призывы к совершению джихада, пропаганда, агитация и публичное демонстрирование символики экстремистских организаций, косвенное и прямо воздействие и влияние на сознание человека и т.д. Информация по данным аккаунтам была направлена в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер реагирования.

– Бексултан Туреханович, какие методы используют радикальные религиозные течения для вербовки новых адептов в свои сети?

– В целях расширения своей социальной базы вербовщики используют различные методы, например, оказывают материальную помощь новым адептам, обучают их иностранным языкам, находят им работу, помогают их родственникам и близким членам семьи найти работу или предоставляют приют бездомным или знакомым, оказавшимся во временном убежище. То есть обычно ДРТ используют сложные жизненные ситуации. Например, на моем опыте был случай, когда у одной женщины умерла близкая родственница, то адепты деструктивной организации начали посещать ее якобы с целью утешения. Хотя на самом деле была четкая задача у вербовщиков втереться в доверие и заманить в сети деструктивного течения используя методы психологического влияния на личность.

Также приверженцы деструктивных организаций часто занимаются благотворительностью. Это делается для того, чтобы на собственном примере показать добрые намерения организации по отношению к людям. Нередко молодые парни и девушки из сельской местности приезжают в большой город и находят там новых покровителей, которые дают им все необходимое — бесплатное жилье, еду и образование. Подобные публичные действия адептов ДРТ не могут не вызывать положительный отклик среди широких слоев людей, особенно среди молодежи и людей с низким уровнем доходов.

Кроме того, довольно распространенным методом является открытие «курсов по интересам». Очень часто вербовщики подгоняют описания организации таким образом, чтобы они соответствовали интересам предполагаемого адепта. Например, если человек ищет духовное продвижение, он может быть приглашен в «группу по постижению духовного», если человек интересуется психологией, то он может быть приглашен на семинар по «человеческому потенциалу» и т.д. В Казахстане наиболее часто встречающимися курсами по интересам являются бесплатные курсы по обучению английскому, корейскому языкам, а также различные курсы по огнехождению, познанию самого себя и т.д.

А какие методы используются и наиболее популярны в Интернете?

– Из часто используемых и наиболее популярных трендов в Интернете можно выделить использование таргетированной рекламы. Обычно, фото в виде цитаты из Корана или Библии загружаются в «таргет» в социальных сетях под видом мирного успокоительного контента, или наиболее интересных вопросов по теме религии, например, «Что будет после смерти?», «Как пережить смерть близкого человека», «Как выбрать мужа или жену» и т.д. Далее, пользователь, увидев данный контент может поставить лайк, оставить коммент, сделает репост или подпишется на группу, показав этим свою заинтересованность, тем самым запустит возможный процесс радикализации с последующей вербовкой.

И здесь как раз и таится опасность, потому что контент, публикуемый радикалами, априори более интересен, чем любой другой контент, по причине своей уникальности. Уникальность контента заключается в его «смелости», запретности, милитаризации, вседозволенности и жесткой критике устоявшихся общественных норм. Начиная потреблять данный контент, молодой человек, начинает рассматривать радикальные материалы как нечто привычное и нормальное. Соответственно у пользователя может постепенно начаться процесс радикализации.

Бексултан, Туреханович, есть ли у вербовщиков определенная целевая аудитория?

– Основной упор вербовщиков делается на молодежь, ввиду еще недостаточно окрепшей психики, максималистки настроенной, финансово не состоявшейся и зависящей от мнения социума. То есть, можно сказать уже изначально радикально настроенной, вербовщикам остается только подтолкнуть молодого человека в нужное русло.

Согласно данным проведённых нашим Центром социологических исследований на вопрос «Сталкивались ли Вы с религиозной агитацией в общественных местах», 8% опрошенных отметили, что за последний год сталкивались с религиозной агитацией в общественных местах. Остальные 92% отметили, что не сталкивались.

Достаточно любопытные данные можно увидеть в разрезе возрастов. Молодежь в возрасте 18-29 лет гораздо чаще, чем остальные группы, указывает на то, что за последний год сталкивались с религиозной агитацией в общественных местах. На это указывает каждый 5-ый среди молодежи, то бишь 18,7%. Например, среди 30-45-летних на такой опыт указывают 2,1%, среди 46-60-летних – 2,4%, а среди пожилых старше 61 года – 5%.

— Спасибо за беседу.

 

Беседовал Темирлан Куспаев,

Нур-Султан 

Басқа жаңалықтар

Back to top button