Олег Синяков: Религия и экстремизм несовместимы
Мы живем в такое время, когда в мире едва ли не ежедневно происходят террористические акты, преступления на религиозной почве, идеологическую основу которых составляет экстремизм.
К сожалению, не обошло стороной это явление и Казахстан. Изучение феномена терактов 2011-2021 гг., организованных радикальными группировками, имеет для нас важное значение, т.к. они совершены гражданами Республики Казахстан, а не зарубежными эмиссарами. Почему наши «земляки», с которыми мы вместе росли, ходили в детский сад, учились, оказались способны убивать своих сограждан, в том числе и потому, что те не разделяют их религиозные убеждения? Кто вложил в головы этих людей такие убеждения, мы решили уточнить у религиоведа Центра изучения религий г. Нур-Султан Олега Синякова.
— Давайте попытаемся более детально разобраться, что такое экстремизм с точки зрения социально-философского анализа?
Тема экстремизма и терроризма, которая сейчас находится в центре внимания общества и государства, в первую очередь связывается с теми экстремистскими группами, которые стремятся проводить свою деятельность, прикрываясь религиозными мотивами и убеждениями. Но надо заметить, что существуют и экстремистские организации, которые не пытаются действовать под личиной религиозных догматов. Поэтому экстремизм и подразделяется на политический, экономический и т.д. Экстремизм – приверженность отдельных лиц, групп, организаций и т.п. к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.
В политике экстремизм проявляется в стремлении подорвать стабильность существующих общественных структур и политических институтов. Это делается с помощью демагогии, призывов к насилию, террористических актов и приемов партизанской войны. Для экстремизма характерна бескомпромиссность, действия по принципу «все или ничего». Идеологической и теоретической основой являются радикальные идеологические концепции, религиозный фундаментализм. Лидеры экстремистов требуют от своих сторонников полного повиновения и беспрекословного выполнения любых приказов. При этом они часто апеллируют не к разуму, но к примитивным инстинктам толпы и чувствам, верованиям и предрассудкам людей. Экстремизм тесно связан с радикализмом, поэтому оба эти термина нередко употребляются как синонимы. Так же как и радикализм, экстремизм подразделяют на левый, правый, религиозный, националистический и т.д.
Исходя из этого определения, можно прийти к заключению, что многие тоталитарные секты тоже в некоторой мере могут считаться экстремистскими, т.к. направлены на агрессивную вербовку новых адептов, отрицание и враждебность по отношению как к другим религиям, так и к существующему общественному порядку.
Одни считают, что так называемые «экстремисты» — не более, чем наемники, которые «ни во что не верят», а действуют ради обогащения, или жажды власти, или удовлетворения каких-либо других «низменных потребностей».
Другие же полагают, что экстремисты – это просто «больные люди», которые являются марионетками в руках кукловодов, «пушечным мясом», которыми манипулируют силы, преследующие сугубо политические интересы. Сторонники данных мнений все сводят лишь к материальным и политическим аспектам экстремизма, не принимая в расчет социально-философскую сторону данного явления. А без этого не будет и понимания того, как с этим бороться, ведь важно понимать психологию радикала, зафиксировать переломный момент, когда из «нормального» человека он трансформируется в экстремиста.
По мнению А.И. Муминова, «объектами религиозного экстремизма могут быть отдельные лица (политические, духовные лидеры и абсолютно непричастные люди). В качестве субъектов могут выступать государства с религиозно-экстремистской идеологией, международные экстремистские организации, политические течения и экстремистские партии, группы граждан и отдельные лица».
— Расскажите нам о корнях проблемы религиозного экстремизма?
Проблема экстремизма и терроризма в современном мире ассоциируется в общественном сознании с представлениями о псевдорелигиозных направлениях, как исламский фундаментализм. Здесь надо сделать оговорку: фундаментализм не является отражением агрессивных настроений той или иной религиозной группы, ее культуры враждебности по отношению к представителям других религиозных групп. В научной литературе встречаются разные толкования понятия «фундаментализм» (от лат. fundamentum – основание). То интеллектуальное и политическое движение, которому внешние наблюдатели дали не совсем точное определение фундаментализма, разумея под ним возвращение к первоосновам, фундаменту религии, сами мусульмане предпочитают называть салафизмом – от выражения «ас-салаф ас-салих» (праведные предки) или просто «ас-салаф» (предки). В наши дни активизация исламистского экстремизма и терроризма под салафитскими лозунгами происходит в начале 70-х годов прошлого века и продолжается по сей день.
Однако, в обществе пока не существует четкого понимания того, откуда берутся корни явления «религиозный экстремизм».
Любое государство имеет различные политические проблемы. В любом государстве нет и не может быть «всеобщего равенства», всегда будут богатые и бедные, «угнетаемый и угнетатель». Именно это разделение и вызывает недовольство в обществе, приводит к таким вопросам, как «почему одним все, а другим ничего», и ведут к недовольству государственным сроем, политической ситуацией и т.д.
В том случае, если человек верующий, он видит образец «идеального государства» в теократической форме правления, при которой правовые нормы будут провозглашаться общей для всего населения религией.
К примеру, профессор Я.Ф. Трофимов в своей монографии «О некоторых проблемах религиозного экстремизма» обрисовал облик потенциального террориста в Казахстане. «Это молодые люди, пытающиеся найти место в жизни и не нашедшие его. Чаще всего, безработные, не имеющие хорошего образования и каких-то дальнейших перспектив».
Поэтому экстремистские группировки и тоталитарные секты ориентированы на молодежь. В настоящее время не секрет, что молодежная среда является благодатной почвой для потенциальных и реальных экстремистских угроз. Этому способствует социально-возрастные, социально-психологические и социокультурные особенности молодежи.
Как мы видим, зачатки экстремизма находится в самом человеке, его психологической неустойчивости, сопряженной с социальными, экономическими, финансовыми, политическими проблемами. Став на путь радикализации и религиозного экстремизма человек, ставит себя в оппозицию ко всем, кто не разделяет его взгляды.
Билялов Серикбол