Деструктивные подписки
Процесс обострения развития различных псевдоисламских течений, в частности движимых идеологией религиозного экстремизма, приходится на определенные исторические условия и распространяется в конкретных политических ситуациях, в основном в период борьбы за независимость, в ходе национально-освободительных движений, когда формируются новые политические и социально-экономические институты и складывается национальная и гражданская идентичность. Казахстан, являясь частью глобального общества, также испытывает в последние десятилетия различные вызовы.
В Казахстане неоднократно фиксировались случаи проявления религиозного экстремизма, когда агенты экстремистских групп в мирных беседах пропагандируют свои идеи, при этом отвергая именные и национальные ценности. Закон от 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» ужесточил контроль распространение религиозной литературы и миссионерской деятельности религиозных организаций, а также более тщательно начал регулировать государственно-конфессиональные взаимоотношения.
Все это в совокупности сильно ударило по пропаганде и распространенню идеологии религиозно мотивированного экстремизма. Различные экстремистские организации в поисках более эффективных форм и методов осуществления своей деятельности, под влиянием глобализации принялись осваивать возможности современного информационного общества, модифицируясь и принимая другие формы. Таким образом, Интернет в силу своей дешевизны, быстроты, анонимности и широкого охвата аудитории оказался наиболее эффективным инструментом пропаганды радикальной религиозно-экстремисткой идеологии.
В данном контексте особенный интерес представляет феномен социальных сетей, за последние несколько лет они стали неотъемлемой частью общества. Особенно социальные сети популярны среди молодежи. Виртуальные сети помогают совместить приятное с полезным: в них можно и пообщаться, и найти нужную информацию. Социальные сети позволяют юзерам обмениваться новостями, учебной информацией, а также завязывать новые знакомства. Многие молодые люди знакомство с религией начинают именно с поиска информации об этой религии в Интернете, в социальных сетях. Широко распространено религиозное самообразование молодежи через исламские ресурсы Интернета. Так в регионе Казахстана по запросу «Ислам» в социальной сети Вконтакте» найдено 1357 сообществ, «Коран» — 88 сообществ, «Сунна» — 181 сообщество и т.д.
Многие пользователи начинают свое утро с посещения многочисленных религиозных сообществ в социальной сети, в поисках «обновлений»: новостей и новых видеороликов. Если в видео поисковике данной социальной сети набрать слово «ислам», выводится несколько сотен роликов экстремистского содержания, в том числе видеообращение лидеров деструктивных течений. Между тем, молодые мусульмане именно с поиска видео лекций об исламе начинают свое знакомство с этой религией.
Поиск информации о религии в социальных сетях зачастую грозит опасностью попадания в ловушки вербовщиков деструктивных религиозных течений и возможными нарушениями законодательства РК.
Одним из важнейших факторов вовлечения пользователей в деструктивные религиозные течения служит подписка на деструктивные сообщества и группы в социальных сетях. Названия и контент данных групп и сообществ носят завуалированный характер, их названия будет максимально дружелюбные и «милые», например, «Расскажи мне об исламе», «Пайдалы насихат», «Любовь в Исламе» и т.д.
Управлением по делам религий г. Нур-Султан совместно с Центром изучения религий в 2020 году начата работа, направленная на отписку пользователей от данных сообществ. За указанный период было направлено более 4-х тысяч сообщений-уведомлений.
Необходимо отметить, что работа, направленная на отписку от групп деструктивного характера несет в большинстве своем профилактический эффект, то есть, во-первых, мы пытаемся оградить человека от несознательного лайка, репоста, пересылки сообщений на другие платформы — которые могут привести к нарушению законодательства РК, а именно ст. 453 и 490 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, штраф в которых предусмотрен от 50 МРП.
Во-вторых — от радикализации пользователя путем ознакомления и изучения деструктивного контента. И в-третьих, это непосредственно попадание в руки вербовщиков. То есть, когда пользователь ставит лайки, оставляет комментарии, делает репосты — он показывает свою заинтересованность, вербовщики деструктивных организаций эту заинтересованность видят и скажем так «берут цель на мушку».
Таким образом, в целях предотвращения «ухода» молодых граждан в ряды радикалов, мы рекомендуем изучать религию, обретать религиозные знания, используя при этом только безопасные и проверенные официальные сайты, и сообщества, и группы в социальных сетях – elorda_din, din_nur_sultan, qogam.kdr, muftyat.tv, pravoslavie_v_astane, www.muslim.kz, mitropolia_kz.
По вопросам допустимости приобретения знаний из Интернета, сообществ или групп, а также любых вопросов, связанных с религией то Вы можете связаться с нами посредством Единого контакт-центра IKOMEK 109!.
Абдуллов Бексултан Тукреханович
Магистр гуманитарных наук по специальности «Религиоведение»